Туризм в Тюкалинске

Репортаж программы 12 канала «Дневник путешественника»

 

Проект туристического маршрута
«Золотое кольцо Омского Прииртышья»

Периодическое обращение к краеведческой тематике в сфере образования, культуры, в средствах массовой информации, в деятельности муниципальных образований и другие факты – реальное подтверждение того, что тема эта актуальна, востребована и поистине неисчерпаема. Постоянным спросом пользуются уникальные работы краеведов А.Д. Колесникова, М.А. Бизякиной, А.П. Долгушина.

В наш прагматичный век возникает идея использования огромного объема краеведческой информации, солидного арсенала историко-культурного наследия в сочетании с другими ресурсами: природными, рекреационными, спортивно-оздоровительными, культурно-развлекательными и для развития туризма, как одного из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры.

В этом плане наш район – не исключение. Не один год всплывавшая тема начала, наконец, приобретать черты реально воплощаемой и получила дополнительный импульс после появления возможности участвовать в объемном проекте «Золотое кольцо Омского Прииртышья».

Репортаж программы Общественного телевидения России (ОТР)

На сегодня разработаны концепция, программа и план мероприятий по развитию сферы туризма в муниципальном районе.

Анализ содержания историко-культурного наследия нашего района, опыт других районов, в частности, Большереченского, дают основания для уверенности в том, что при соответствующем приложении сил и средств все планы вполне реальны. 

 Московско- Сибирский тракт 

Проект «Золотое кольцо Омского Прииртышья» предусматривает создание туристического маршрута по муниципальным районам, история которых связана с историей Московско-Сибирского тракта: Тюкалинскому, Большеуковскому, Тарскому, Большереченскому,Саргатскому, Муромцевскому.

Под  Московско-Сибирским   трактом  закрепилось название самой длинной в мире дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до городов Охотск, Кяхта и Чита на востоке. 

Северная часть тракта проходила через Тобольск на Каинск и Томск по территориям современных Большеуковского, Тарского, Большереченского районов. В народе  эту часть тракта именовали «великий кандальный путь», «государева дорога».  Южная часть тракта: «коммерческий», «торговый» - через Ишим на Каинск и Томск по территориям современных Тюкалинского, Саргатского районов. 

Московско-Сибирский   тракт  имел всероссийское  значение  в административном, торговом, почтовом аспектах. Круглогодичное и даже круглосуточное функционирование  тракта  способствовало интенсивному хозяйственному, культурному развитию Урала и Сибири. Ежегодно по нему следовало 20 тысяч пассажиров, 18 тысяч арестантов, свыше 50 тысяч тонн различного груза. Это был единственный путь, по которому на восток двигались люди. По всему  тракту  возникали поселения. Вдоль  тракта  располагались сотни постоялых дворов, фуражных складов, тележных, санных и сбруйных мастерских, занятых обслуживанием нужд  тракта.

Медленно шли длинные тяжелые обозы с изделиями уральских заводов, ехали купцы с сибирскими и китайскими товарами, гнали табуны лошадей на запад, звеня бубенцами, проносились пары и тройки лихих ямщиков с пассажирами, пыля по дороге шли толпы каторжников, гонимые конвойными. 

Московско-Сибирский тракт это дорожная летопись истории России вместившая сотни тысяч судеб людей, крупные политические события, войны, перемещения огромных масс людей в периоды переселения, освоения колоссальных территорий Сибири и Дальнего Востока. 

Московско-Сибирский тракт дал жизнь множеству населенных пунктов, которые в свою очередь давали жизнь тракту. К их числу с полным правом можно отнести город Тюкалинск, ряд других населенных пунктов Тюкалинского района, биография которых тесно связана с Московско-Сибирским трактом.

 

 

Как начиналась тюкалинская земля 

На территории нынешнего Тюкалинского района до середины XVIII века не было постоянных поселений. Здесь кочевали тюркские племена, занимавшиеся скотоводством, охотой, рыбной ловлей. Они давали название рекам и озерам: Оша, Кабырдак, Кошкуль, Колькуль, Конкуль, Сарыбалы…. Возникшие позже русские поселения были нанесены на карты под этими названиями.

 Со второй половины XVIII века территория расселения русских в Сибири расширяется и смещается на юг. Начинается освоение «Абацкой степи» – пространства между Иртышом и Ишимом. Для обеспечения безопасности от набегов с юга « степных воинских людей», по Иртышу и Оше с 1740 г. возводятся форпосты с постоянными гарнизонами из казаков. В 1744 г. на р. Кумыра строится Кумырский форпост, который становится одним из звеньев оборонительной цепи по реке Оше. Эта оборонительная линия - Старо-Ишимская по Оше и Иртышская по Иртышу, с севера и востока опоясывала лесостепное междуречье Ишима и Иртыша, в том числе территорию современного Тюкалинского района. 

Задачи защиты русских поселений от набегов кочевников и освоения богатых угодий выдвигают необходимость выпрямления линии обороны от Тобола до Иртыша. Севернее Камышловки, на запад от Омска стали возводиться укрепления. Территория современного Тюкалинского района оставалась внутри этих укреплений и становилась доступной для расселения мирных хлебопашцев. 

Связь Омска с Тобольском осуществлялась через Петропавловскую крепость и Коркинскую слободу на Ишиме. Другая дорога из Омска проходила вдоль восточного берега Иртыша до Тары. Обе дороги были неудобные, «с великими кривизнами». Поэтому в 1759 г. Сибирский губернатор Ф.И. Соймонов издал указ об учреждении новой дороги через «Абацкую степь». 

Сибирская администрация принимает энергичные меры по быстрому заселению дороги, чтобы «проходящие и проезжающие команды обогрев имели», получали продовольствие и фураж для лошадей.

 В 1759 г. на новой дороге возникает Тюкалинский станец, который служил в первую очередь для почтовых потребностей. В 1763 г. станец был преобразован в слободу и стал административным центром заселяемого района. 

Основную массу первоначального населения Тюкалинска составляли сибирские крестьяне, прибывшие из Тарского, Ишимского, Ялуторовского и Тобольского уездов. Потом оно пополнялось ссыльными, вольными переселенцами… 

К 1802 г. на территории современного Тюкалинского района было уже 38 деревень с населением 3286 мужских душ. 

Быстрый рост населения в Прииртышье способствовал тому, что в 1822 г. для управления северо-восточной частью казахских степей была образована Омская область. Пространство к северо-западу, ранее входившее в Омской уезд, осталось в составе Тобольской губернии и здесь в 1876 году был образован округ с центром в Тюкалинской слободе. Слобода по существующему положению была в 1823 году преобразована в город Тюкалинск.  

Тюкалинск – город уездный 

В 1898 году округ переименовали в уезд. Тюкалинский уезд в 1904 году состоял из следующих волостей: Атрачинская, Баженовская, Больше-Песчаная, Драгунская, Еланская, Камышевская, Карасукская, Кабырдакская, Колмаковская, Крупянская, Крутинская, Кулачинская, Куликовская, Локтинская, Лузинская, Любинская, Нагибинская, Ново-Карасукская, Пановская, Покровская, Саргатская, Серебрянская, Сыропятская и включал в себя полностью или частично территории современных Тюкалинского, Саргатского, Крутинского, Любинского, Называевского, Омского, Марьяновского, Нижнеомского, Горьковского, Кормиловского, Калачинского, Оконешниковского и других районов современной Омской, а также ряда районов современных Новосибирской, Тюменской областей и граничил на юге, юго-востоке с Семипалатинской и Акмолинской областями.

 Всего жителей в уезде было 232801 человек, в том числе в г.Тюкалинске - 4099 человек. 

Город  Тюкалинск, располагаясь на Московско-Сибирском тракте, стал крупным узлом, в котором сходились дороги с востока (через  Омск), запада (через  Тюмень), севера (через Большие Уки) и юга (из Казахстана). 

С освоением нового тракта через Тюкалинск пошла значительная часть грузов, важным занятием стал извоз. За сутки через Тюкалинск проезжало до тысячи подвод. Некоторые из тюкалинцев стали держателями постоялых дворов. 

В городе появляются первые кустарные предприятия: кузницы, мастерские по ремонту транспортных средств, по пошиву упряжи, кожевенные заводы, мыловаренные заводы. Жители разводили лошадей. 

С середины XIX века идет поток переселенцев из европейской части России, где ощущается резкий недостаток земель. Вторая половина XIX века - период развития капитализма в России. В это время начинается специализация районов по производству наиболее выгодных продуктов. Степные районы специализируются на выращивании пшеницы, лесостепные развиваются как районы интенсивного маслоделия. Высокие доходы (от одной коровы хозяин получал 24-26 рублей в год), порождают маслодельческую лихорадку, что приводит к быстрому росту числа маслоделен. В 1903 году в Тюкалинске была открыта контора по экспорту сливочного масла за границу (в Германию, Англию, Швецию). Происходит сокращение поголовья лошадей и резкий рост поголовья коров. 

Тюкалинск развивается как торгово-распределительный центр, обслуживая проезжающих по тракту и прилегающее сельское население. Появляются купцы с солидными капиталами. В городе проходят три ярмарки.Кроме этого ярмарки проходили в сёлах . 

Трактовое положение Тюкалинска определило многие из особенностей социокультурного облика города. Наличие тюрьмы, воинских команд, чиновников, большой людской поток, шедший через город Тюкалинск, со всей очевидностью относился к сложившемуся к концу XIX началу ХХ в., довольно устойчивому типу "малого города" с относительно небольшим компактным общественным центром и сформированной вокруг него селебитной застройкой. В конце XIX начале XX веков в Тюкалинске строится много зданий административного, торгового, промышленного и бытового назначения. К 1914 году в Тюкалинске насчитывалось 28 заводов и фабрик. 

После проведения Транссибирской железной дороги Московско-Сибирский тракт, а вместе с ним и Тюкалинск утратили своё торговое значение. 

Город Тюкалинск – дитя Московско-Сибирского тракта, лишившись «родительской поддержки», надолго снизил темпы своего развития. 

В последние десятилетия, после установления на южной федеральной трассе М51, проходящей через Казахстан,  таможенных  постов, транспортный поток перенаправился через  Тюкалинск (7000 – 11000 единиц транспорта в сутки). 

История снова дает Тюкалинску шансы социально-экономического развития, связанные с трактом. Один из них - использование историко-культурного ресурса. 

Историко- культурный ресурс муниципального района 

Город Тюкалинск, несмотря на свой возраст и различные архитектурные пристрастия его жителей и властей, проявлявшихся в течение всей его долгой истории, не растерял свой уездный облик, сформированный в конце XIX начале XX века. В нем сохранились здания казначейства, офицерского собрания, купеческих домов и магазинов, церковно-приходской школы, комплекс пересыльной тюрьмы и здание казармы солдат-охранников пересыльной тюрьмы, жилой дом офицеров и т.д. Всего на территории города расположено 37 исторических объектов, мест, связанных с историей города, памятников. 29 из них являются объектами историко-культурного наследия регионального значения и представляют архитектурный и исторический интерес.

За многие годы эксплуатации здания отчасти обветшали, некоторые начали разрушаться, но общий облик уездного города – с правильной, регулярной планировкой, красивым, ярко выписанным центром, обилием исторических достопримечательностей сохранился до нашего времени. Можно сказать, что Тюкалинск – это музей под открытым небом. История города хранит память о многих знаменитых людях, живших здесь, посещавших Тюкалинск, проезжавших через него в разные годы волей или неволей: писатели А.П.Чехов, Ф.М. Достоевский, Г.И. Успенский, Г.А. Мачтет, немецкий и русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П.С. Паллас, немецкий зоолог, просветитель, автор популярной книги "Жизнь животных" Альфред Эдмунд Брем, немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник Александр фон Гумбольдт, американский журналист Д. Кеннан, оставивший очерки о Тюкалинске той поры, революционер-народник, исследователь, этнограф С.П.Швецов и многие другие. 

Значителен историко-краеведческий потенциал сельских поселений муниципального района. Богатая история заселения территории, где представлены потомки переселенцев и ссыльных практически всех губерний европейской части России, Малороссия, связанное с этим этнографическое разнообразие, наличие археологических памятников, которые ждут своего исследователя (на территории района никогда не проводились археологические раскопки и кто знает, какие открытия сделают историки, взявшись за эту работу) и многое другое. 

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что историко-культурное наследие в районе представлено не фрагментарно, не отдельными образцами, а в комплексе, который может и должен быть целостно сохранен и эффективно использован. 

Чрезвычайно важно, что в деятельности района акценты, ориентированные на историко-культурное наследие, тесно связаны с общими задачами его социально-экономического развития.

В муниципальном районе активно решаются задачи улучшения условий жизни, повышения качества здравоохранения, образования, развития культуры, создания перспектив занятости и трудоустройства населения, в т.ч. молодежи, улучшения бытовых условий людей. Ведутся работы по изменению внешнего облика города, улучшению его имиджа.

 

В связи с этим и комплекс историко-культурного наследия района представляется как особый и очень важный социально-экономический ресурс. Он может и должен, в сочетании с другими ресурсами: природными, рекреационными, спортивно-оздоровительными, культурно-развлекательными и т.д., стать основой для одного из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры, связанного с туризмом. 

Основными направлениями деятельности муниципальной власти в решении задачи развития туризма являются: 

1) возрождение и сохранение историко-архитектурного своеобразия уездного города Тюкалинска, формирование музейного пространства города. 

Эта работа уже начата. Даже одно внешнее преображение здания районной библиотеки (бывшая церковно-приходская школа) значительно изменила вид центральной части города. А сколько исторических зданий ждут своей очереди. 

Задача формирования музейного пространства города заключается в том, чтобы все значимые объекты историко-культурного наследия в совокупности представлялись как единый музейный ансамбль, формировали целостную картину исторического облика города, а внешний исторический облик Тюкалинска, его история, связанная с историей Московско-Сибирского тракта, содержательно раскрывались в музейных экспозициях, в том числе в помещениях ряда действующих предприятий, организаций, как это успешно реализуется в других регионах. 

Одновременно в разных местах города могут работать несколько таких филиалов музея, экспозиции которых будут посвящены отдельным страницам трактовой истории Тюкалинска и района. Практически для каждой из них возможно сочетание с каким-либо видом хозяйственной деятельности. А использование историко-культурных брендов позволит вовлечь содержание экспозиций в хозяйственную деятельность; 

2) создание полноценной социально-экономической инфраструктуры, включающей туристические объекты, предприятия питания и коммунальные, гостиницы, предприятия транспорта, бытовых услуг, досуговые объекты, медицинское обслуживание и т.д. Здесь муниципальные власти рассчитывают на заинтересованное участие тюкалинских предпринимателей как ныне действующих, так и тех, которые включатся в деятельность туристического комплекса; 

3)связанное с предыдущим направлением формирование дополнительных, пользующихся спросом видов туризма или туристических услуг, для обеспечения удовлетворения разнообразных интересов туристов (оздоровительный, активный и т.д.) с учетом сезонности; 

4) определение места сельских поселений муниципального района в создании туристического комплекса. А это могут быть все более востребованный сегодня агротуризм, участие в формировании историко-информационного, музейного пространства на территории района и многое другое;

5) естественно, что для организации и осуществления этой работы необходимо создать систему эффективного управления, вовлечь в орбиту реализации вышеуказанных направлений специалистов, в т.ч. научное сообщество, представителей бизнеса, население, сформировать систему рекламно-информационного сопровождения, подготовить кадры, создать структуры, участвующие в формировании, продвижении и предоставлении туристических услуг. 

Формирование новой для района отрасли экономики – не самоцель. Главное здесь – результаты. Тщательно просчитать экономический эффект от реализации этого нового для муниципального района направления - задача наипервейшая. Однако по примеру других регионов уже сейчас можно отметить,что : 

-развитие туризма внесет существенный вклад в экономику района и не только от непосредственных доходов, но и оказывая стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникация, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, сувенирной и иной продукции, общественное питание; 

- туризм окажет позитивное влияние на создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и в целом повышение благосостояния населения района, развитие социальной сферы; 

- позитивным следствием будут повышение инвестиционной привлекательности Тюкалинского муниципального района, возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел, охрана и восстановление местных памятников истории и культуры, оживление местной культурной жизни; 

-несомненно вся проводимая работа будет способствовать воспитанию у тюкалинцев патриотизма,более ответственного отношения к окружающей среде, будет стимулировать руководителей предприятий, организаций, учреждений, граждан к поддержанию достойного облика г. Тюкалинска, тюкалинских сел. 

Завершая заседание совета глав, рассматривавшего вопрос использования историко-культурного наследия Тюкалинского муниципального района в качестве ресурса его социально-экономического развития, глава муниципального района И.И. Куцевич отметил: 

-Туризм - это не только экскурсии. Это - дороги, сервис, обслуживание. Это - варианты развития территории, то, что получается у других. Это получится и у нас. Дорогу осилит идущий. 

Автор: Лаптев Николай Иванович


Поделиться ссылкой: